Языческое мировоззрение не могло удовлетворить духовные запросы наших предков и легко уступало посторонним религиозным влияниям. Варяжские купцы и дружинники, раньше славян ходившие в Царьград,познавши христианство, там его принимали и приносили на Русь новое учение. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь Св. Илии. В дружине самого князя было много христиан, и жена князя, княгиня Ольга, также была христианкой.
Таким образом, христианская вера была хорошо знакома славянам, несмотря на то, что в Киеве стояли идолы и даже приносились человеческие жертвоприношения. Христианство на Руси, хотя и медленно, но продолжало распространяться.
Князь Владимир отличался умом и способностями выдающегося правителя, имел полную возможность познакомиться с новый учением и понять его превосходство и внутреннюю силу над язычеством - поэтому понятно, что он стремился к принятию христианства и уничтожению язычества.
О том, как и где крестился кнстзь Владимир и когда он крестил народ, существует несколько преданий. Одно из них, более правдоподобное и основанное на исторических фактах, так описывает это историческое событие:
В Византийской империи вспыхнуло восстание под предводительством полководца Варди-Фока. Правительство обратилось за помощью к князю Владимиру. Последний согласился послать войска, но требовал за это в жены греческую царевну Анну, обязываясь принять христианство. Русская рать помогла подавить восстание, но византийцы не пожелали отдать свою царевну Анну Владимиру. Тогда началась другая война с греками. Русские осадили и взяли греческий город в Крыму Корсунь, что заставило греков исполнить уговор. Князь Владимир принял христианство, женился на царевне Анне. Где и когда он крестился, точно неизвестно; считают, что это произошло в 988 или 989 году.
Возвратившись из Корсунского похода в Киев, христианином в окружении греческого духовенства, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Идолы были сброшены в Днепр, и на берегу реки греческие священники крестили народ. По преданиям, христианство распростанялось мирно, и только в немногих местах, как в Новгороде, пришлось применить силу. Все же в глухих северных пределах язычество еще долго держалось, и, повидимому, и сейчас существуют в народе остатки языческих обрядов и суеверий.
Крещение народа имело огромное значение, как для развития культуры и цивилизации, так и на объединение русских княжеств в одно целое государство. После коещения в Киеве стал жить митпополит,приехали из Византии священники, строились церкви и монастыри. Вместе с христианством пришла письменность и книжное просвещение. В монастырях, очагах просвещения, переписывались книги и основывались школы грамотности. Духовенство управляло и судило подчиненных ему людей на основании особого сборника законов, называемого "Кормчей Книгой" .
В те времена грубая сила господствовала в народе, человеческая личность не имела значения. Весь народ делился на два класса: свободных и несвободных или рабов, называемых челядью. Положение последних
было весьма тяжелым - их существование зависело исключительно от прихоти господ. Смотрели на них, как на рабочий скот их хозяина.
Христианство не могло примириться С таким положением. Вместе с Христовым учением о любви и милосердии, Церковь принесла на Русь и начала Византийской культуры. Под влиянием христианства многие из язычников изменили к лучшему свои взгляды и нравы и часто являли высокий пример подвижничества. Сам князь Владимир духовно сильно изменился - стал милостив и ласков.
Церковь старалась искоренить языческие нравы: обычаи в семейной жизни; *многоженство, покупку жен, жестокое обращение с женами к детьми. В особенности она восставала против грубых форм рабства. Церковь старалась поднять престиж княжеской власти. Когда же князья в грубых ссорах и междоусобиях поняли свое достоинство, духовенство их мирило и учило, что только в единении сила государства. В этом отношении оно следовало примеру Византии, где царская власть стояла очень высоко. В те времена княжеская власть на Руси была еще слаба, и киевские князья в междоусобиях стремились к разделению государства. Церковь же была едина, и власть митрополита простиралась на всю Русь. Она объединила весь народ тем, что принесло христианство: верой, культурой и цивилизацией. Все это являлось прочным фундаментом к созданию сильного государства. Ни татарское иго, ни набеги крымских татар, ни смутное время не могли задержать развитие государства. Они лишь на некоторый период времени задержали это развитие.
Уже в 16-м веке Московское царство являлось одним из самых величайших государств в мире.
28-го июля Церковь празднует день Св.Владимира, причисленного к лику святых, как просветитель России. В былое время вся Россия праздновала этот день, в особенности торжественно праздновал Киев - колыбель русских городов. Стол-ца князя Владимира, место крещения народа, былой центр русской культуры - Киев один из самых красивых русских городов. Расположенный на холмах, на берегу красавца Днепра, окруженный лесами, тянувшимися на десятки верст, с мягким климатом, с многочисленными церквами и знаменитой Лаврой - он всегда привлекал к себе русского человека. Тысячи богомольцев со всех концов необъятного нашего отечества шли поклониться Киевским святыням.
С наступлением лета половина жителей Киева переселялась на дачи: в Святошино, Боярку, Бровары, Дариицу; гарнизон уходил в лагери, студенчество разъезжалось, город пустел. По 28-го июля все те, кто только мог, возвращались на этот день в Киев. Да и как могло быть иначе? - ведь это день св.Владимира, покровителя города!
С утра тысячи киевлян спешили к Софийскому Кафедральному Собору, где шла служба с многочисленным духовенством во главе с митрополитом; приходили войска и шпалерами становились от Собора до памятника Крещения на берегу Днепра. Но вот богослужение кончалось, и торжественная процессия под колокольный звон многочисленных церквей направлялась к месту "крещения Руси".
Так праздновал Киев день Св.Владимира.
Прошло много лет, за это время многие из нас, живших в Киеве, ушли из жизни, многое измелилось - мы потеряли Родину и Отечество, мы на чужой стороне, нам трудно привыкнуть к новым условиям жизни, но в нас еще теплится огонек Родины. Мы - русские. Наступает неприглядная старость, многое забывается, но этот день 28-го июля (Нов. стиля) не может изгладиться из памяти, и с каждым годом острее его переживаешь.
В этот день я ясно себе представляю залитые солнцем улицы города, слышу городской шум, говор толпы. Я ощущаю прохладу чудного Днепра, вдыхаю залах бесчисленных цветников, аромат акации, липовых аллей и пирамидального тополя.
Слышу звон лаврского колокола - он гудит, и звук его далеко разливается по Днепру. Он как будто бы зовет всю Русь к молитве и покаянию.
И верится мне, что пройдет и последнее лихолетье и крест в руках князя Владимира вспыхнет ярким светом и осветит всей Руси ее исконный путь, завещанный Христом: