знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 24 Сентябрь 1963 г. » Автор: Борель М. 




РУССКИЙ ТАНК. 

В газете "Россия" от 11 марта 1941 года была напечатана статья генерала Алексея Владимировича фон Шварца, в которой автор утверждает, что танк изобретен русским. Привожу окончание этой статьи, касающееся этого изобретения:

"...я решил применить для атаки Кракова новый способ, который, как мне "казалось, дал бы возможность значительно сократить период атаки, а вместе с тем способствовал бы уменьшению потерь в рядах осадной армии.

Для осуществления этой идеи нужно было располагать известной машиной, дающей возможность сооружать подземные галлереи необходимых размеров с достаточной скоростью. В поисках специалиста по горным работам я обратился к моему зятю, члену Екатеринославского губернского правления. В.У.Ляшенко рекомендовал мне горного инженера Н.К.Лысякова, уже известного в Екатеринославском горном округе по его бурильным работам. Немедленно инж.Лысяков прибыл в Ивангород, а получив мои указания, очень быстро составил проект специальной машины для бурения трубы нужного диаметра со значительной скоростью. Однако осуществить эту идею на практике мне но удалось, так как, пока в Бресте в квартире коменданта подготовлялись к осаде, события на театре военных действий изменились, вместо наступления наши войска перешли к обороне, мысль об осаде Кракова была оставлена, осадная армия оказалась ненужной, подготовка прекратилась. Несколько позже инж.Лысяков сдал в музей города Екатеринослава свой проект бурильной машины, назвав ее "Саперная машина генерала Шварца".

Однако инж.Лысяков был слишком хорошим техником и мог быть в будущем полезен крепости, и я поэтому оставил его в Ивангороде. Крепость в это время перестраивалась, значительно увеличивая радиус обороны, возводились новые укрепления, совершенствовались старые и производились опыты по усилению и разрушению искусственных препятствий против штурма. Руководство этими опытами я возложил на командира Морского полка, капитана 1-го ранга Маздрова, произведенного позже за оборону крепости в генерал-майоры по адмиралтейству. Инженер Лысяков принял в этих опытах самое горячее участие. И вот однажды вечером он явился ко мне, чтобы доложить о сделанном им изобретении подвижной машины, назначение которой было, по его словам: "двигаться впереди штурмующих и подготовлять им путь, разрушая своей тяжестью проволочные сети, древесные засеки и другие препятствия и преодолевая траншеи и наружные рвы полевых закреплений".

По своему внешнему виду эта машина или, как мы склонны были называть ее тогда, - трактор, имел на чертеже совершенно тот же вид, с которым появился год спустя первый танк в Англии. Идея была понятна и привлекала, но в тот момент в Ивангороде еще не существовали те большие механические мастерские, что были созданы несколько месяцев спустя, а потому идею Лысякова осуществить в крепости было невозможно. Вследствие этого я немедленно командировал Лысякова в Ставку Верховного Главнокомандующего для доклада его проекта начальнику штаба Верховного, что и было сделано.

Месяца полтора-два спустя я сам был вызван в Ставку Верховного и там, беседуя с генералом Янушкевичем, я, между прочим, спросил о проекте Лысякова. "Генерал Янушкевич сказал мне, что проект его отправлен в Петроград в Главное Военно-Техническое Управление, что перед этим он был показан всем военным агентам союзных держав, а в их числе, следовательно, и английскому. Совершенно естественно, что этот последний сообщил идею в Англию, где она в течение года подвергалась изучению и, может быть, дополнению и усовершенствованию, что и дало в результате, в марте 1916 года, первый танк.

Принимая во внимание сообщение в заметке газеты "Россия" от 12-го декабря, является вполне возможным допустить, что идеи русских изобретателей могли стать известны лицу претендующему на звание изобретателя первого танка, тем более, что это лицо занимало в английском правительстве официальное положение и донесения агентов не могли для него оставаться секретными. А это приводит к заключению, что изобретение танка есть изобретение русское и сделано значительно ранее, чем оно было реализовано в Англии".

Эта заметка генерала Шварца интересна тем, что она, во-первых, восстанавливает истину о том, кто был первым изобретателем танка, а во-вторых говорит о том, как халатно относилось Главное Военно-Техническое управление к таким исключительным по важности изобретениям. Предположим даже, что танк был выпущен в Англии в марте 1916 года и даже изобретен англичанами, но почему же наше Военно-Техническое управление, хотя бы параллельно с этим, не обратило должного внимания, чтобы осуществить такой важный проект, тем более, что и Ставка не только препроводила его в Петроград для детального изучения, но и показала его приставленным к Верховному Главнокомандующему военным агентам союзников.

Следовательно, этот проект вызвал несомненно большой интерес как со стороны Коменданта крепости Ивангород военного инженера генерала Шварца, так и со стороны руководящих кругов Ставки. А наше Главное Военно-Техническое управление положило этот проект под сукно. Оно, вероятно, тогда считало, что создавать такое новое оружие не нужно. А сейчас танки играют одну из важнейших ролей при развитии наступления. Думаю, что всякие по этому поводу заключения излишни.

Во всяком случае, проект инженера Лысякова должен быть известен каждому русскому патриоту, а имя его должно бережно храниться в летописях по развитию русского оружия.

Аргентина.

Михаил Борель.











ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов