КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. - Куликов. - № 24 Сентябрь 1963 г. - Вестник Первопоходника
знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 24 Сентябрь 1963 г. » Автор: Куликов 




КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.

Несмотря на всю тяжесть татарского ига и ненависть к поработителям-татарам, Москва шумно жила.

Ко времени правления Великого князя Димитрия Ивановича, после Куликовской битвы получившего прозвище "Донского", Москва являлась центром культурной, политической и торговой жизни всей Руси.

В городе Москве насчитывалось больше 30.000 жителей. Вместо деревянного Кремля, сгоревшего в 1365 году, князь Димитрий построил белокаменные стены и башни, строились каменные церкви, на месте, где был раньше ханский двор, был выстроен Чудов монастырь. Московский Великий князь, начиная с Ивана Калиты, получил право собирать "выход ордынский". Таким образом, население княжества не соприкасалось с татарскими сборщиками дани. Наконец, в Москве имел пребывание митрополит "Всея Руси", что еще больше содействовало развитию княжества.

Шумно и людно было в Москве. Утром и вечером раздавался перезвон десятков колоколов, с раннего утра тянулись в Москву обозы с товарами и съестными припасами, толпы народа стремились в Кремль на поклон к князю или по своим делам в приказы. На реке Москве разгружались и нагружались баржи с мукой, мехами, шкурами, пенькой, дегтем и другими товарами. Разбивались многочисленные плоты - Москва строилась.

Но вот от последних лучей заходящего солнца порозовели белокаменные стены Кремля. С появлением же первой звезды площади и улицы пустели, уличный шум и гам замолкал, и только дозорные на кремлевских стенах протяжно перекликались и тем нарушали тишину.

В один из таких дней, в начале августа 1380 года, в сумерки к ккяжескому терему подъехал на взмыленном коне всадник. Передав коня страже, гонец быстро поднялся в терем и, разбудив дремавшего слугу, потребовал тотчас же проводить его к князю.

Князь Димитрий Иванович с внешней стороны олицетворял русского богатыря - большого роста, статный, с красивым лицом, обрамленным черной бородкой. Вся его фигура выражала огромную энергию и силу воли.

Гонец почтительно склонился и передал князю свиток с восковыми печатями ст княжеского поверенного при рязанском князе. Поверенный срочно сообщал, что татарский хан Мамай собрал большое войско против Москвы и, вступив в тайный союз с литовским князем Ягайло, сыном Ольгерда, договорился с ним, что они соединят свои войска на верховьях Дона около 1-го сентября. Кроме того, к ним присоединился и Рязанский князь Олег.

Получив иззещение, князь Димитрий решил не искать мира с татарами, а немедленно собрать рать и оповестить подручных ему князей: Ростовских, Ярославских, Белосельских; других же князей и Новгород решил просить о помощи. Но, к сожалению, существенной помощи он не получил - приходилось лишь рассчитывать на свою рать.

Перед походом князь отправился в Троицкий монастырь к игумену - преподобному Сергию. От него получил благословение на брань, и св.Сергий дал Димитрию из своей братии двух монахов-богатырей, Пересвета и Ослябя, как знак своего сочувствия в предстоящей борьбе.

Первоначально московская рать двинулась на Коломну, к границам Рязани, так как думали, что Мамай пойдет на Москву через Рязань. Когда же узнали, что татары идут западнее, чтобы соединиться с Литвой, то Димитрий решил тоже идти на запад к Серпухову и не ждать татар на своих границах, а идти им навстречу в "Дикое Поле" и встретить их раньше, чем они успеют соединиться с Литовскими войсками.

Рать Димитрия, чем дальше уходила от Москвы, то с каждым днем становилась все больше - из городов, сел и деревень выходили добровольцы и вступали в армию.

Когда же войско Димитрия переправилось через р.Оку на юг и пошло к верховьям Дона, перешло Дон и на Куликовом поле, при устье речки Непрядвы встретило татар, то оно уже представляло из себя большую армию, численностью хотя и меньше Мамаевой, но по духу стоящую много выше фанатизма кочевников-татар.

Итак, на рассвете 8-го сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, русское войско стояло в боевом порядке между рекой Непрядвой и дубравой (дубовым лесом). Сзади был Дон, справа Непрядва,впереди холмы, занятые татарами.

К полудню татары стали спускаться с холмов. Перед битвой Дмитрий, боясь дурного исхода, поставил в скрытном месте в дубраве у Дона особый "засадный полк" под начальством своего двоюродного брата, князя Владимира Андреевича, верного друга и участника всех его походов, а своего надежнейшего воеводу, боярина Димитрия Боброко, назначил к князю "ближним боярином" (начальником штаба).

"Битва, началась единоборством татарского богатыря и инока Пересвета. Оба пали мертвыми. Тогда начался рукопашный бой "сторожевых полков" и затем огромная масса татарской конницы бросилась на левое крыло русского войска.

Князь Владимир Андреевич и Боброк наблюдали из засады ход битвы и видели, что "как скошенное сено" полегли московские полки. Горячий 27-летний Владимир Андреевич хотел уже вести засадный полк на помощь, но спокойный, опытный Боброк его отговорил: "Подожди, князь, еще не время".

Наконец татары, тесня русских в охват их с востока от дубравы, дорубились до великокняжеского стяга, поднятого на холме, где находился боярин Бренок, стоявший во главе всего войска, и подрубили его. Их победные крики огласили равнину. Остатки русских полков оттеснялись на запад, к болоту у реки Непрядвы.

Тогда Боброк сказал князю Владимиру Андреевичу: "Теперь пора, князь!". И верно: татары уже считали себя победителям и, тесня русских к Непрядве, подставили свой тыл засадному полку.

Князь с Боброком ударили из-за дубравы на тыл побеждавших. Ужас охватил татар, когда они, уже торжествуя победу, вдруг увидели за собой скачущие грозные массы новых полков. Татары пришли в беспорядок, а затем началось их общее бегство.


null

Хан Мамай сам бежал, бросив свой стан. Куликовое поле сплошь было покрыто убитыми и ранеными. От войска осталась едва одна четверть. Самого великого князя Димитрия не могли найти. Великий князь сражался, как просгой воин. Наконец его нашли в изрубленных доспехах, без сознания.

Так окончилась великая Куликовская битва. *)

Спустя 2 года (в 1382 г.) новый ордынский хан Тохтамыш, свергший Мамая, внезапно напал на Русь. Князь Димитрий не успел собрать войско и должен был уйти на север. Татары разграбили и сожгли Москву, много русских увели в "полон" (плен). Димитрий должен был признать себя снова данником Орды. Тем не менее, Куликовская битва имела громадное значение для всей Руси. Современники считали ее величайшим событием и великому князю Димитрию дали прозвище Донского.

Победа над Мамаем уничтожила мнение, что татары непобедимы, и показала как князьям, так и народу, что в единодушии и согласии для Руси не страшны татары, что только при этих условиях возможно культурное развитие государства, мирный труд и цивилизация.

После Куликовской победы политическое положение Московского княжества, и великого князя еще больше укрепилось. Москва стала центром народного объединения, прекратились княжеские междоусобицы, и к великому Московскому князю потянулся весь русский народ.

Какие же были причины, давшие князю Димитрию возможность победить татар и тем положить начало освобождению от татарского ига?

Прежде всего, в преддверии борьбы огромную роль играло православное Духовенство. Если русские князья враждовали и тем содействовали распаду Руси, то только наша Церковь не дала окончательно развалиться Руси, не дала народу, жившему в тяжелых рабских условиях, отойти от веры, забыть Родину и потерять национальность.

В те далекие времена на Руси Церковь не делилась на разные юрисдикции - была одна митрополия, во главе которой стоял единый митрополит, - он являлся тем лицом, которое объединяло как все духовенство, так и весь русский народ.

Если в ту эпоху князья в большинстве были мало образованы и не понимали значения объединения народа, то во главе духовенства стояли такие авторитеты, как Киевский митрополит св.Петр, впоследствии переехавший из Киева во Владимир на Клязьме, который своими советами помогал в управлении княжеством князю Кзаку Калите. При жизни своей он пользовался большим уважением не только среди русских, но и среди татар.

Затем - митрополит Алексей, известный не только как подвижник и глава Церкви, но и как выдающийся государственный деятель. Во время княжения сына Ивана Калиты, князя Ивана Красного, и при его малолетнем сыне Димитрии - фактически управлял княжеством митрополит.

Но самым замечательным подвижником того века был св.Сергий Радонежский. В миру святитель носил имя Варфоломей и происходил из обедневшего боярского рода. С раннего детства, св.Сергий любил пост и молитву. После смерти своих родителей он ушел в "пустыню", в дикий лес в 60-ти верстах от Москвы. Здесь он построил маленькую келью и провел в одиночестве два года. Вскоре к нему стали стекаться другие люди и строили себе каждый - отдельную колью, общими же силами построили церковь. Образовался скит, впоследствии разросшийся в монастырь, а затем в знаменитую Троицко-Сергиевскую лавру.

*) Примечание: Описание Куликовской битвы взято из книги Б.П. Сергеевского "Прошлое Русской Земли". Краткий исторический очерк.

Только после 12 лет жизни в скиту, полной молитвы, труда и лишений, св.Сергий отправился в Москву, где принял священство и был поставлен игуменом в созданной им обители. Святой Сергий благословил князя Димитрия на борьбу с татарами, и в день битвы князь получил от Святителя письмо: "...чтобы еси, господине, таки пошел (вперед), а да поможет ти Бог и святая Богородица".

К Святителю шли все за духовной помощью: среди них были и великие грешники и, быть может, люди с обагренными кровью руками, но жаждущие подвига и раскаивающиеся в своих поступках. Всех он принимал, помня заповедь Христа - "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Всем Святитель давал совет, всех наставлял на путь добра, на путь, завещанный нам Иисусом Христом Сыном Божиим, и Его именем благословлял и всем давал приложиться ко Кресту, памятуя, что и преступник, поцеловавший Крест, прикладывается своим грешным телом к Тому, Кто никогда, нигде и никого не отвергал от Себя.

Достаточно указать на вышеуказанных Святителей, чтобы понять значение церкви в истории Руси и понять, почему народ вступал в ряды войска князя Димитрия и, несмотря на малочисленность армии, победил надменного неприятеля.

8-го сентября годовщина Куликовской битвы. Около 600 лет тому назад на Куликовом поле тысячи русских воинов - среди них были 4 удельных князя, 13 знатных бояр, два монаха-подвижника - положили свои жизни на алтарь Отечества.

После Куликовской битвы еще сто лет продолжалась зависимость от Золотой Орды, но с каждым годом подвиг Димитрия Донского делал татарский гнет все слабее, менее чувствительным для русского народа, а в 1480 году он закончился.

Кто были татары для русского народа?

Поработители, люди с меньшей культурой, другой веры, другой расы, большинство из них обладало самыми низкими инстинктами, жизнь человеческая не представляла для них никакой цены.

Прошло после освобождения от Татарского ига 537 лет, и вновь нашу Родину, наше Отечество постигла величайшая мировая трагедия. Как татары захватили Русь и пили ее кровь, так большевистские банды, банды атеистов и уйийц, захватили власть и глумятся над русским Народом.

Не будем говорить О причинах, не будем кого-то винить, кого-то оправдывать. Факт тот, что вот уже 45 лет русский народ находится под ярмом кучки людей, старающихся всеми силами удержать кровавую власть.

45 лет тому назад образовалась Добровольческая Армия. Она боролась против большевиков, были победы, казалось, недалек тот час, когда падет красная тряпка и вновь разовьется наш трехцветный флаг. Но не суждено было осуществиться нашим надеждам. Белая Армия понесла поражение, и участники ее оказались в изгнании, но это не умаляет того значения, которое Белое Движение оказало на весь мир, - и если и сейчас Европа не под большевистским сапогом, то это только заслуга Добровольческой Армии.

Мы, потеряв Родину и Отечество, влачим свое существование в чужих нам государствах, зачастую среди народов, далеких нам по своему духовному воспитанию, но мы все же сохранили свою национальность. Мы - русские и мы этим гордимся. Да, мы - русские!

У нас были свои политические организации, были союзы, общества, мы жили своей жизнью. Многие из нас ушли из жизни, новые народились - эмиграция не умирала. И неверно, если кто скажет, что наше пребывание за границей было без пользы для мира. Уже самое существование эмиграции отвечало нашим политическим целям.

Но кому-то нужно было уничтожить политическое значение "эмиграции. Кто-то тонко продумал и систематически внес раскол в нашу семью. Мы забыли, что в объединении и согласии наша, сила, что только при наличии их мы можем что-то сделать, с нами должны считаться и нас уважать. Вместо двух-трех крупных национальных организаций появляются десятки различных союзов и обществ, каждое из них обливает других ушатами грязи, злобы и лжи. Словами Родина, Отечество, Россия стали ловко жонглировать проходимцы пера.

В результате мы потеряли "себя" - мы обратились в обывателей. Но все же, став таковыми, мы были объединены верой - православием - и эта вера давала надежду на светлое будущее. Но и это последнее, что у нас осталось, кому-то мешает. Последние у нас церковные события указывают, что авторитет Церкви, вернее - высшего управления, пал настолько, что пришлось, к нашему стыду, обратиться к авторитету Американского Суда.

Кому это надо? Кто же борется и за что? Кто клевещет, кем или, вернее, под чьим руководством пишутся пасквили на уважаемых священнослужителей?

Опомнитесь! Ведь не сегодня, завтра все мы отходим в другой мир. С каким духовным багажем мы предстанем пред Создателем вселенной? Неужели перед смертью мы не вспомним слова Иисуса Христа: - "Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благословите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и всех поносящих вас!"

Куликов.

- - оОо - -











ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов