Через открытую дверь кабинета мне видна часть гостиной. У старинного, неуклюжего рояля группа молоденьких, совсем еще юных гимназисток - подруги сестры. Они весело о чем-то щебечут, разбирают ноты, быстро, мешая друг другу, пробегают пальцами по пожелтевшим клавишам.
Я сижу в глубоком отцовском кресле с книгой на коленях, весь ушедший в вычисления предшественников Пиккара, членов клуба - героев Жюля Верна из "Путешествия на луну". Изредка, хмуря брови, я бросаю недовольный взгляд в направлении гостиной, откуда демонстративно усиливается шум и звонкий смех... Неоднократная моя попытка закрыть дверь каждый раз оставалась без успеха - девчонки с каким-то задором ее снова отворяли, бросая на меня лукавые вызывающие взоры, приговаривая:
- Смотрите, какой важный господин!
Им всячески хотелось оторвать меня от книги и втянуть з какую-либо совместную игру, что для меня тогда казалось унижением моего "мужского достоинства": как, мне, третьекласснику, и вдруг играть с какими-то девчонками, пусть и немного старшими меня по возрасту!
- Господин философ, идите играть в фанты! - пищал чей-то голос из гостиной.
- Оставьте его в покое, вторил ему другой, - он собирается лететь на луну, пожелаем ему счастливого пути и сыграем прощальный марш!
Пожелание тут же сопровождается неимоверной какофонией, вызванной десятком шаловливых рук на струнах бедного рояля.
Главной руководительницей всех затей и атак была стройная, востроглазая блондинка Люся.
В полной утрате всякой надежды обрести покой, я иду на послед нее средство: поворачиваю кресло спиной к дверям, затыкаю пальцами уши и, облокотившись ня письменный стол, углубляюсь в чтение зани- мятельиогс путешествия.
Так проходит несколько мгновений, пока по дрожанию половицы я не догадываюсь о чьих-то приближающихся шагах за моей спиной... Но прежде, чем я успеваю оглянуться, я осязаю на своем виске легкое, ножное прикосновение...
Поцелуй!..
В бешенстве я вскакиваю.
От меня отбегает виновница дерзкого нападения - Люся...
Из гостиной навстречу ей несутся аплодисменты... В мою сторону - гримасы, наставленные носы, высунутые язычки и возгласы:
- Позеловала! поцеловала! поцеловала!..
Все мое тринадцатилетнее существо негодует.
От "неслыханной" дерзости красный, как рак, с глазами, наполненными слезами обиды, я с пеной у рта, стараясь перекричать смех юных искусительниц, доказывают
- Нет, - плюнула, плюнула, плюнула!
Москва. Я уже не третьеклассник-гимназист, а второкурсник-студент. Живу на Балчуге в старой "Мамонтовской" гостинице у Москворецкого моста.
Первые годы студенчества по обыкновению проходят не столь в увлечении наукой, сколь в полном наслаждении самостоятельной студенческой жизнью.
Я увлекаюсь Первопрестольной, ее достопримечательностями, ее многочисленными и разнообразными развлечениями.
Мой сосед по номеру гостиницы - болезненный, постоянно занятой студент-медик, Костя Фокин.
То на лекциях, то в "анатомке", то на службе (которой кормился), Костя вечно спешил, куда-то торопился. Мы встречались с ним только на лестницах.
Однажды он постучал ко мне, когда я, проснувшись, стоял у окна и восхищался чудесным видом на залитой утренним солнцем Кремль, на Москву-реку, на храм Василия Блаженного.
- Москвой любуешься? - промолвил, входя, Костя.
- Прекрасная панорама, - отвечаю ему.
- А я, брат, к тебе по делу, - продолжал Костя, усаживаясь на подоконник. - Врачи временно гонят меня на юг, на отдых... Придется расстаться и с наукой, и со службой... А вот последнего-то мне терять никак нельзя, - с грустью подчеркнул Костя. - Не смог ли бы ты временно заменить меня, ведь, все равно, так бьешь баклуши...
Я сделал большие глаза.
- Позволь, но ведь ты работаешь в редакции медицинского журнала, а я, как знаешь, пытаюсь изучать науки экономико-юридические...
- Пустяки, - возразил Костя, - моя работа в редакции ничего общего с медициной не имеет.
Мы быстро сговорились.
Дня через три я уже регулярно ездил на "службу".
В экспедиционной комнате редакции еженедельного медицинского журнала у меня стоял отдельный письменный стол, на который ежедневно редакционный сторож Михаил приносил груду писем с пометкой секретаря: "Голос из провинции". Это был небольшой отдел журнала, редактировать каковой и лежало на моей обязанности. Коротенькие корреспонденции из провинции, печатаемые мелким шрифтом в конце журнала, я должен был просматривать, изменять, округлять, сокращать - одним словом, приводить в удобный для печати вид.
Таким образом я, еще не напечатавший ни одной собственной строчки, уже "заделался редактором", и мой красный редакторский карандаш смело гулял по чужим рукописям, совершенно не подозревая, что в будущем такой же карандаш, только в более опытных руках, принесет мне не мало огорчений, расправляясь с моими собственными скромными творениями...
В ту пору я мало интересовался политикой, всегда столь волнующей русское студенчество. Я даже не был заражен тем оппозиционным всему и всем духом, который царил среди тогдашней интеллигенции и, особенно, среди учащейся молодежи. "Дух" этот проникал всюду. Чувствовался он даже и в тех невинных хроникерских корреспонденциях, которые присылались в "нашу" редакцию.
Описывал ли корреспондент тот или иной недостаток какого-либо медицинского пункта, сообщал ли он о свирепствующей там или здесь эпидемии, - пишущий считал своим непременным долгом лягнуть правительство, администрацию, местные порядки, посетовать на недостаток просвещения и проч., и проч., и проч.
Не знаю, как поступал в этих случаях мой коллега Фокин, но меня словно "какой-то бес подмывал "осаживать" информатора.
- Ага, - говорил я про себя, пробегая рукопись и повторяя слова любимого государственного деятеля, П. А. Столыпина, которого знал с детства, в бытность его "нашим" губернатором, - Ага, "вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия", и мой "редакторский" карандаш с ловкостью опытного хирурга производил соответствующую ампутацию.
Помню, особенную борьбу вел я с одним настойчивым "голосом из провинции". "Голос" этот не замедлил вскоре обнаружиться.
Как-то, углубившись в свою работу, я не заметил, как предо мною выросли две фигуры: наш редактор, милейший Петр Николаевич, и молоденькая девушка, сероглазая блондинка.
- Вот на кого вы должны обрушить свой гнев, - улыбаясь и указывая на меня, сказал Петр Николаевич, оставляя нас с глазу на глаз.
- Ах, так это вы, молодой человек, - сверкнув очами, вспыхнула блондинка, - так это вы затыкаете рот народному голосу!..
Не понимая сперва, в чем дело, я встал, в смущении начал что-то бормотать, блуждая взором по разгневанному личику девушки.
- Стыдно, стыдно, молодой человек, - по унималась незнакомка.
Наконец, я понял, что имею дело со своим настойчивым корреспондентом, начинаю лепетать какое-то оправдание, все больше и больше всматриваясь в черты молодого лица...
- Вам, молодой человек, - повышая голос, наступала девица, - простите, носить не студенческий, а синий мундир! (намек на жандармский) . Слышите? Синий!! - почти выкрикнула незнакомка.
Но вот наши взгляды встретились...
- Люся... - нерешительно произношу я.
Блондинка вспыхнула. На ее лице легкое смущение. Она быстро поворачивается и почти бегом направляется к двери.
- Люся! - кричу я ей вслед, но ее каблучки уже стучали далеко по лестнице...
- о -
Третий год великой войны - приснопамятный 17-й год!
Лесистые Карпаты.
Бушующая в тылу революционная волна докатилась и сюда, до фронта, захлестнула собою серую фронтовую массу, закружила в кровавом водовороте...
Уже давно сменена мною студенческая фуражка на армейскую, и на месте студенческих наплечников блестят кованого галуна офицерские погоны.
Ранним утром""будит меня вестовой - татарин Фезул Имарсуил.
- Твоя вставай, тебе зовут,..
Выхожу из землянки.
У входа пара оседланных коней и ординарец.
- Зачем? Кому? - спрашиваю.
- Так что, по постановлению ротного комитета, - следует бойкий ответ расторопного ординарца, - надлежит вам, господин поручик, прибыть на корпусной митинг.
- К чорту митинг! Я не оратор и политикой не занимаюсь!
- Никак нельзя: постановление комитета... Саботаж...
Приходится подчиниться.
Едем узкой извилистой дорогой. Слева - стена из вековых сосен, справа, внизу - бурлит, пенясь в скалистых берегах, горная быстрая речонка. Вверху, купаясь в утренней лазури, парит орёл...
Где-то вдалеке изредка бухают пушки... До корпусного резерва далеко. Молча едем, каждый по своему переживая события...
Уже хорошо стало припекать солнце, когда, наконец, в ложбинке показался резерв.
На поляне кишит море голов... Посредине возвышается эстрада, вся увитая зелеными венками и красным кумачем. Ожидают каких-то "гостей".
Спешась, смешиваюсь с толпой, слушаю возбужденные речи, гляжу на теперь чужие, взволнованные лица. Вот послышался резкий звук мотора. Тола* заволновалась, загудела, расступилась, пропуская к эстраде автомобиль, весь в алых лентах.
Из машины выходят "гости": два молодых человека во френчах без погон и молоденькая женщина типа курсистки. У всех красные повязки на левых рукавах и какие-то надписи - делегаты....
Когда очередная волна оваций стихла, на эстраду взошла женщина.
Высокие желтые башмаки на шнурке, короткая черная юбка, и длинная красного шелка, рубаха, в талии перехваченная черным с кистями поясом. Коротким движением подстриженной головы она откинула со лба белокурый непослушный локон, распростерла над толпой правую руку и, блеснув серым, стальным взглядом, молодым, звонким голосом начала...
- ...Мы пришли сказать вам, - пел голос, - что раскрепощенный русский народ не хочет больше крови... Надо кончать кровавую бойню. Мы будем строить новую, мирную жизнь... Мы принесем всем народам - мир, равенство, братство, любовь!..
- Эх... и зачем только таких вот посылают!.. - с искренней грустью вырвалось у невзрачного серого солдатика, беспрестанно осенявшего себя крестным знамением над бездыханным телом Люси...
В.Соседов.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Нам сообщают о трагической судьбе, постигшей автора настоящей статьи капитана Корниловского Ударного полка. По одной версии Валентин Борисович во время занятия красными войсками Болгарии в 40-х годах был принудительно вывезен в Советскую Россию; по другой - чинами МВД был зверски убит у своего дома в Старой Загоре.
"Да, я Корниловец и вам подлецам не сдаюсь!" - были его словами, достойными его геройской смерти Корниловца.