ПО РУССКИМ МУКАМ. - Архимандрит Феодосий. - № 30 Maрт 1964 г. - Вестник Первопоходника
знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 30 Maрт 1964 г. » Автор: Феодосий 




ПО РУССКИМ МУКАМ.
"Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!.."

Провидение послало русским людям тяжелый жребий - быть пришельцами среди народов и племен. Только ли для суровой борьбы за тот пепел, что хлебом зовется, рассеяны сыны России по четырем ветрам вселенной?

Кто в тяжелой ссылке за любовь к родному пепелищу не роптал, не задавал себе вопроса: "За что и почему мы несем этот тяжкий крест изгнания?"

Для иностранца русская революция - это переворот политического и экономического характера, все прочее заслоняется смыслом общественным и житейским. Для русского же человека наша российская катастрофа - величайшая трагедия, в которой личными переживаниями заслонено все прочее.

Но если мы, живые свидетели и невольные участники наших отечественных потрясений, оглянемся с нашего сорокалетнего пути, как с высокой горы, на пройденный нами здесь и русским народом там, на родных просторах Русской земли, путь, - мы увидим, ощутим и осознаем, что революционным пожаром охвачено величайшее государство не только в пространстве, но и во времени. Мы почувствуем, что этим грозным девятым валом РОССИЯ УНОСИТСЯ от всех берегов исторических. Великим политическим катаклизмом разрушено здание тысячелетней древности и крепости, религиозная твердыня которого служила оплотом всех реакций и о которое разбивались все революции. С насильственной смертью Русского Венценосца и его Семьи и самая основа этой твердыни - религиозная - пала.

Как и почему это могло произойти? Говорят о народном характере, об особенностях исторического пути России, об ошибках наших правителей и Царей... Все это лишь причины второстепенного характера.

Одним вдумчивым и толковым пленным солдатом Красной армии в порядке допроса было сказано следующее:

- В детстве я любил, спрятавшись на чердаке у окошка, читать журналы и рассматривать картинки "старого оформления". Это были: "Нива", "Родина" и др. Я видел и понимал, что в России при царях жилось лучше, чем при советской власти. Об этом говорили и старики.

"Если Бог есть и если в Его руках судьба народов, как у нас говорили представители культа, то почему Он допускает совершаться этому величайшему преступлению? Скажите мне вы - верующий человек - чем может быть оправдана эта величайшая трагедия нашего народа? Почему государство, усвоившее себе наименование Святой Руси, стало ареной, где совершалось и совершается величайшее преступление: цареубийство, осквернение и разрушение храмов,- преследование религии, где бросается вызов Самому Богу?"

Если нам представляется иногда ощущение бессмыслицы, то тем ярче и прекраснее видение того смысла, который составляет разрешение жизни, страдания и конечной радости.

Стать богоизбранным - значит стать богооставленным... (Здесь парадокс христианской свободы, кризис земной логики).

Без великого революционного искуса, без кровавой трагедии богоизбранного народа, давшего Церкви Христовой столько святых, без его отречения и падения до адских глубин - русский народ, в лице своих избранников, не сможет выполнить той ВЕЛИЧАЙШЕЙ МИССИИ, для которой его призвал Господь в день его крещения Святым Князем Владимиром. Как тайна Господней Голгофы была познана учениками после Его Преславного Воскресения, так и тайна Российской Голгофы и Русской распинаемой Церкви будет познана после воскресения России.

Россия слишком самобытна и далека от общих норм. Здесь грех переплелся со святостью, разбойники основывают монастыри, преступники жалуются шубами с царских плеч. Здесь все берега сходятся, все противоречия живут вместе.

"Широки ее равнины, необъятны взорам дали,
Неизведаны кручины, неразгаданы печали"...

В эпоху великих церковных споров 10-го и 11-го веков, приведших к отпадению Римской Церкви от Православного Востока, Господь выдвигает на историческую сцену НОВЫЙ НАРОД. Народ молодой, богатый внутренней своей мощью, чуткий ко всему доброму и прекрасному, с душой открытой для духовно-преобразующей силы Евангельского Слова.

Византийское побережье жило в постоянном страхе за свое имущество и за свою жизнь. На севере, в Черноморских степях, жили воинственные русские племена. Когда аскольд и Дир в 866 году предприняли поход против Царьграда и русские проникли в Золотой Рог, патриарх Фотий восклицал во Влахернском храме: "Кто эти россы?.. Народ, где-то далеко от нас живущий, народ варварский, кочевой, народ неименитый, но приобретший значение и гордый оружием..."

Это - тот народ, который Промысел Божий готовил в преемники Византийской короны и Римского орла (некогда, во время Иродов, красовавшегося на вратах Иерусалима) - для торжества Церкви Христовой. Это - тот народ, на котором исполнилось слово Спасителя: "Есть и другие овцы, которые не сего двора, - тех надлежит Мне привести, и те услышат голос Мой - и будет едино стадо и Един Пастырь".

После отпадения Западной Римской Церкви Византия была взята в кровавые исторические тиски. С востока давили своей тяжестью и жестокостью мусульмане, с запада двигались латинские крестоносцы, имевшие тайной целью подчинить себе силой Восточные Церкви.

Византийская Империя - опора святого Православия - пала, раздавленная физически и морально. Но это произошло уже в тот момент, когда там, на далеком севере, где жили "воинственные россы", уже горела ПРАВОСЛАВНАЯ ЛАМПАДА. уже созидались обители, уже сиял свет святого православия в апостольской чистоте и святости.

Какая величественная картина Промысла Божия о судьбах Церкви и народов! Пал в 70 году священный город Иерусалим, распявший cвoего Христа. Потерял значение гордый Рим за то, что свет от сожженных мучеников не смог преодолеть глубокий мрак языческого, чувственного, мирского. Пала нетвердая в своих путях Византия, раздавленная между Востоком и Западом. Но врата адовы не одолели Церкви Христовой. Из среды воинственного дикого народа Бог воздвигает в г.Киеве Апостола по сердцу Своему.

Князь Владимир искал для народа своего такую веру, которая отвечала бы характеру русской душпи. Русская душа жаждала Правды и Красоты. Ей хотелось познать ИСТИННОГО БОГА и найти к Нему ИСТИННЫЙ ПУТЬ, чтобы принести Ему чистоту веры и сердце, полное благоговейного трепета.

Сколько тепла и радости внесло Христианское Учение в душу нашего предка-язычника! Облекшаяся во Христа девственная русская душа евангельские заветы и христианское учение сделала своей жизнью. Когда Промысел Божий, действовавший через Св.Кн.Владимира, поставил русский народ на спасительный путь православия, то уже тогда на скрижалях Божественного Произволения были записаны пути Русского народа, его призвания в мире и его страданий в будущем для торжества Правды Христовой.

Самой жизнью как бы ставился вопрос: "Что убо будет народ сей?" Историческим течением судеб подведен итог и дан ответ: "Когда наступит время величайшего поругания Образа Божия в человеке и глумления над человеком, когда человек принесет все, что получил от Бога: совесть, разум и волю - в жертву плоти и хлебу для плоти; когда развяжется всякий хульный язык и безбожие обильными струями потечет в души человеческие, - тогда от Русской Земли и от четырех ветров русского рассеяния придут новые пророки, в огне мучений испытанные. Русский народ, обновленный в муках страданий и слез, возвестит миру новую идею, скажет миру "новое слово", на почве которого произойдет переоценка ценностей, пересмотр коренных устоев жизни. Чем больше сдвинутся государственные и общественные идеалы, тем ярче засияют перед миром незыблемые духовные начала, освещающие земной мрак. Русская Церковь уцелеет, как стержень, который поможет России выпрямиться и возродиться к новой жизни. На Православии русского народа, на его восприятии христианской жизни, как на оси, обернется мировая жизнь.

Православие по-русски - это не учение, а реальная жизнь, евангельское восприятие мира. Это явление неба на земле, которым, по словам Русского первоиерарха Митрополита Анастасия, проникнута вся наша культура, которая светится в проникновенной красоте наших икон, написанных по образцу небесных видений, в красоте наших древних мотивов, в чудной симфонии архитектурных зданий и красоте наших храмов и в нашем певучем колокольном звоне.

Когда Западная Европа переживала в 15-м веке эпоху Возрождения, Россия жила своим подъемом религиозной жизни. Ее вдохновляли совершенно иные идеалы. На всем лежала печать мистического аскетизма. Духовное начало поглощало телесное. Русский иконописец видел все земное так, как видят землю, поднявшись на большую высоту. В архитектуре русских храмов византийские традиции были переработаны, и зодчество получило своеобразный русский характер, достигая смелого и причудливого характера, как, например, в церкви Св.Василия Блаженного (кн. Г.Трубецкой).

Русской Голгофой очищается религиозное сознание народа. В страшных, небывалых, страданиях дух народный очистится и закалится. Нет больше былой России, и ее не будет. Но будет новая Россия. Самый душевный материал, из которого будет строиться Россия, будет иным, чем был прежде...

За старые грехи и ошибки заплачено дорогою ценой русской крови. Россию будут восстанавливать обновленные души, воодушевленные новыми идеями.

Пусть же не померкнет на нашей памяти ни одна из тех зарниц, что в годы бед и отпаданий народных освещали ему путь и давали нечеловеческую силу в борьбе за Правду святую, за поруганную Святыню.

"О, неразгаданная Россия, с твоей святой землей и твоей таинственной близостью к Богу"...

Бельгия.
Архимандрит Феодосий.




ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов