знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 30 Maрт 1964 г. » Автор: Шмелев И. 

ПОДВИГ
"Он имел одно виденье,
Непостижное уму"...

А.Пушкин.

То, что совершилось 46 лет тому назад на Кубани и что "Союз Добровольцев" ежегодно поминает молитвой и круговым ковшом, по древнему обычаю, - "бойцы поминают минувшие дни..." - уже тогда, когда это совершалось, многим, смотревшим со стороны, казалось подвигом, но подвигом "безумия". "Горсточка добровольцев, брошенная всеми, истомленная длительными боями, непогодами, морозами, повиди- мому, исчерпала до конца свои силы и возможности борьбы..." - слова генерала Алексеева - и ушла в степи Кубани, в исторический Ледяной Поход. Ушла, чтобы продолжать борьбу со стихиями и с врагом, с врагом не человеческим только, а стихийным, не земным только, а вселенским, - борьбу со Злом, принявшим личину большевизма. "Горсточка" - и стихия зла, "всеми оставленные" - и всемогущее, на человеческую мерку, Зло, овладевшее Россией, всеми силами и богатствами ее, всеми жизнями, Зло,, прожигающее души соблазнами, властвующее насилием безмерным. И "горсточка" - продолжала вести борьбу. На человеческую мерку - б е з у м и е. Но у этой "горсточки" уже не было "человеческой мерки". Подвигом Духа переросла она эту мерку, руководилась не человеческим, а иным, высшим, "непостижимым уму". В этом "безумии" проявилась извечная трагедия божественной сущности в существе, ограниченном телесно: божественное повелело - и "горсточка" пошла на свою Голгофу. Тут не рядовое событие истории, а неизмеримое временем - трагедия борьбы Божественного и Дьявольского. В этом частном и как бы "провинциальном" для мига "случае" проявляется величайшее общее: трагедия человека на земле.

Перед "горсточкой" был поставлен сплетением исторических событий страшный выбор - как бы отсвет того евангельского выбора, когда Добро и Зло стали лицом к лицу, когда дьявол показывал Ему все царства мира и славу их и говорил: "все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне". И "горсточка" выбор сделала: пошла путем Его. И зрителям мира показала, - и кровью своею закрепила, - что есть сокровища, которых нельзя отдать ни даже за целый мир. Русские Добровольцы, как "бедный рыцарь", имели "одно виденье, непостижимое уму" - Ее, Россию, и все, что у рыцаря слито с Ней, воплощено в Ней, олицетворено Ею. И, "верные сладостной мечте", "полные чистой любовью", они начертали на щите своею кровью святое имя Ее.

Этот подвиг - уход в ледяные степи - определяемый условным человеческим временем - 9-22 февраля 1916 г. - имеет бессмертный смысл - отсвет Голгофской Жертвы. Этот подвиг роднится с чудеснейшими мигами человеческого мира, когда на весах Совести и Любви взвешивались явления двух порядков: тленного и нетленного, рабства и свободы, бесчестия и чести. Этот подвиг - проявление высокого русского гражданства: в подвиге этом не было ни различия классов, ни возраста, ни пола, - все было равно, едино, все было - общая жертва жизнью.

Ледяной Поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях, - негасимая ламада, теплящаяся Господним Светом.

Париж.
Ив.Шмелев.




ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов