КАК ПРАЗДНОВАЛИ КАЗАКИ НА СВЯТОЙ РУСИ СВОЙ ПРАЗДНИК на Дону и на Кубани. - Г.Головань. - № 37-38 Октябрь-Ноябрь 1964 г. - Вестник Первопоходника
знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 37-38 Октябрь-Ноябрь 1964 г. » Автор: Головань Г. 




КАК ПРАЗДНОВАЛИ КАЗАКИ НА СВЯТОЙ РУСИ СВОЙ ПРАЗДНИК

на Дону и на Кубани.

Нет и не было на Руси праздников, которых не освящала бы своим участием Православная Церковь. Церковь наполняла жизнь благолепными службами, таинствами и обрядами. Церковь - прекрасная в своем зодчестве, каменная с толстыми стенами, с высокими куполами, с медным звоном колоколов, с золотом и серебром риз и писаными красками иконами, со свечами и расписными паникадилами - владела душою каждого казака и всей станицы. Она пленяла и поражала, несла радость причастного дня, установила брак, крестины, день рождения и именин, подошла к умершему и сказала скорбящим о покойнике его близким, что смерти нет, и замолила перед Господом: "и вечного огня исхити". Церковь точно усмиряла природу, страшную человеку своими бурями и небесными знамениями, уничтожала скуку станичной жизни и сближала земного человека с силами небесными.

Жили казаки в природе. Сходились, венчались, женились, рожали детей, чтобы воспитать из них верующих христиан, верных слуг Государя и Родины.

Когда же наступали осенние вечера и на западе горела красная полоса далекой зари, а над нею грозно клубились темно-лиловые тучи, будто хотели похитить последний свет на земле, - казаки спокойно крестились на восток. Знали и верили: не допустит Господь до беды, избавит их от огня, потопа, труса, глада, меча, нашествия иноплеменных и междоусобной брани. Это участие Церкви, как неотъемлемая часть празднования, имеет в данном случае свое историческое объяснение, и из прошлого всех казачьих войск определяется и дата праздника, приуроченная к 1 октября, ко дню Покрова Пресвятой Богородицы.

Далеко в глубокую седину веков уходит торжество празднования этого поистине великого Войскового Праздника. Упоминание о первых казаках было еще при Великом Князе Владимире в 948 году, когда они вступили на службу к Византийскому Императору, как военная часть для защиты Царьграда от набегов степных кочевников и турок. Начало самого праздника также уходит в вековую старину - к 1641 году, когда осажденным в Азове донцам и запорожцам открылось в небе чудесное Божественное явление св.БОГОРОДИЦЫ И турки в это время прекратили осаду и отошли от крепости. Это было в день Покрова Пресвятой Богородицы, и с того времени казаки стали считать этот день своим праздником.

Вот почему праздник этот, связанный с Божественным явлением, всегда открывался торжественным звоном церковных колоколов, начинающимся пятисотпудовым соборным колоколом - своего рода местным "Иваном Великим" столицы Кубанской Екатеринодара.

Под великий перезвон колоколов - глашатаев радости и призыва к молитве, наполняющий город и его окрестности, из Собора открывается шествие - крестный ход, с участием всего "столичного" духовенства, облеченного в богатые, блестящие золотом ризы. Соборная площадь заполняется рядами выстроившихся войковых частей и воспитанников учебных заведений и тысячами народа и встречает крестный ход звуками войскового хора трубачей, исполняющих чудный гимн-хвалу "Коль Славен", величественные аккорды которого несутся по улицам и площадям Кубанской столицы... Раздается звучная команда - и ряды войск ощетиниваются лесом штыков и сабель; тысячи голов обнажаются.

Вслед за духовенством, под лесом колыхающихся знамен и знаков - свидетелей былой славы казачьей - шествует казачество, облеченное властью. Знаки этой власти - булавы, насеки, перначи - сверкают золотом и серебром в их руках, напоминая о дорогом казачьему сердцу далеком ПРОШЛОМ. За ними - гвардейцы-конвойцы и высшие чины войска и сам "батька-атаман". Шествие следует вдоль шпалер войск, школ и народа через площадь, где когда-то шумели войсковые рады последних запорожцев-черноморцев и величественно стоял обширный деревянный Собор. Сюда в свой войсковой праздник стекалось казачество "помолиться на священной земле и в Войсковом Кругу обновить хоть тень давно забытой Рады казачьей".

- о -

Так же торжественно казаки праздновали свой праздник и на Дону, где торжества, сопровождаемые блестящими военными парадами, происходили на Монастырском Урочище недалеко от Старочеркасской станицы, куда также стекались все войска Области, юнкера Новочеркасского Военного училища и тысячи тысяч народа, восторженно встречающего свои родные части пешие и конные, блестящие на солнце лесом пик, наводивших страх и ужас на врагов наших.

Так было!... А когда оставили последнюю пядь Русской земли, казачество попало в Турцию, затем Донские, Кубанские и Терские части были размещены на греческом острове Лемносе, откуда и переселились в Европу, Канаду и США. И несмотря на тяжелую жизнь бесправного эмигранта на чужбине, казачество продолжает отмечать свой Войсковой Праздник, но уже без той торжественности, как было в родных краях, однако, все с той же усердной молитвой за родных и близких и за дорогую Родину Россию. В тесном кругу среди станичников вспоминают казаки о своем быте, который вынесли они из глубины веков, от которого веет былинами про богатырей, и рассказывают детям своим о ратных делах казачьих и о победах своих над татарами и поляками, над шведами и турками, над англичанами и французами.

Г.Головань.

Материалом для этой статьи послужили:

Кубанский информац.листок "Казак";
Воспоминания ген. П.Краснова;
Рассказ Атамана Общеказачьей Станицы в Бельгии В.В.Кузнецова.




ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов