Бронепоезд
"ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ"
(Выдержки из Краткого Военного Календаря)
(Окончание, см. №№ 55/56, 57/58, 59/60 и 61/62)
7/8 - 9/8 1920 г. Переезд базы на ст.Сокологорная.
10/8 - 13/8. Стоянка на ст. Сокологорная. Сторожевое охранение станции.
14/8 - 30/8. Переезд базы с хозяйственными чинами на ст.Симферополь. Строевая часть оставлена на ст.Сокологорная для несения вышеуказанного сторожевого охранения.
31/8 - 2/9. Переезд личного состава со ст.Сокологорная на ст. Симферополь.
3/9 - 1/10. Стоянка на ст.Симферополь. Строевые занятия.
2/10 - 3/10. Переезд базы на ст.Мелитополь для принятия материальной части, захваченной у большевиков.
4/10 - 5/10- Приемка двух орудийных бронеплатформ с тремя 3-дюймовыми орудиями.
6/10 - 15/10. Ремонт означенной материальной части в местном депо.
16/10. Получение от командующего группой бронепоездов полк.Гадда приказания на 17 октября, гласившего, что бронепоезда группы, находящиеся на фронте, проследуют транзитом из района ст.Федоровка на Сальковские позиции. Бронепоезда же: "Генерал Алексеев", "Дроздовец" и "Иоанн Калита" назначаются для прикрытия отступающих частей, для чего занимают позицию в районе ст.Мелитополь - ст.Акимовка.
17/10 Боевые действия у Сев.стрелок ст.Мелитополь против красной кавалерии, наступающей на город. Эвакуация ст.Мелитополь. Боевые действия между раз'ездом Тащенак и ст.Мелитополь, на предмет оказания помощи команде бронепоезда "Севастополец", потерпевшего крушение под ст. Мелитополь, отходящей с боем пешим порядком.
18/10. Занятие позиции у ст.Акимовка. Сожжение моста у станции. Дальнейший отход на ст.Сокологорную. На оставляемых бронепоездом ст. Мелитополь и ст.Акимовка брошено много составов с самым разнообразным ценным грузом, как-то: поодукты, огнеприпасы, орудия, аэропланы и пр. Оставляемое имущество расхищается местными жителями. У входного семафора ст.Сокологорная стояло до десяти брошенных составов с грузом с холодными паровозами. Эти составы станция не могла принять и снабдить всем необходимым для дальнейшего следования. Путь для бронепоезда оказался, таким образом, закрыт, и он занимает позицию за последним северным брошенным составом.
19/10. Боевые действия у ст.Сокологорной совместно с Донской кавалерийской дивизией. Гибель бронепоезда.
Подробности боя таковы.
19 октября, ввиду невозможности, вследствие забитости пути, дальнейшего продвижения бронепоезда на юг, начальник Донской кавалерийской дивизии приказал бронепоезду удерживать ст.Сокологорную. В случае оставления этого района дивизией, команде бронепоезда немедленно покинуть бронепоезд, взорвав его. Район действия дивизии - сама станция и несколько к югу от нее. Около 9 час.утра красная кавалерия повела наступление на станцию отдельными группами с севера, востока к запада одновременно. Совместными действиями бронепоезда и частей кавдивизии первые атаки были успешно отбиты. Ввиду наличия угрозы обхода и общего отступления, начальник дивизии решил отходить и поэтому около 3-х часов дня приказал оставить бронепоезд. Последний был подожжен, личный же состав, взяв легкие пулеметы, занял позицию в поле, с юго-западной стороны вокзала. Красные бросились в атаку, заняли станцию и повели наступление на бронепоездную цепь. Атака красных отбита. Ранены подп.Масликов и два солдата. Убит фельдфебель подпрапорщик Долотин. При вторичной попытке атаковать бронепоездную цепь красные были сбиты фланговой контр-атакой нашей конницы, которая вслед за тем вынудила красных очистить станцию и отойти к северу от нее. Бронепоездная цепь поддержала контр-атаку своей кавалерии и дошла до самой станции, а затем свернулась и отошла к резерву Донской дивизии в 3-х верстах южнее станции по полотну железной дороги. Около 11 час.вечера команда бронепоезда с ранеными пешим порядком отошла на раз'езд Юрицыно.
20/10 Отступление походным порядком на Сальково. Бой с красной кавалерией. Подробности дня таковы.
На следующий день около 4 час.утра команда бронепоезда выступила походным порядкоь с раз'езда Юрицыно на ст.Рыково. По пути реквизируется частная подвода, на которую кладутся огнеприпасы, пулеметы и продовольствие, захваченные с боевой части, и устраиваются раненые. При подходе к ст.Рыково было обнаружено, что станция атакуется с Западной стороны красной кавалерией. Два-три поезда вышли со станции Рыково в сторону ст.Ново-Алексеевка. Видя, что путь в этом направлении отрезан, решено было отходить на Сальково. Команда бронепоезда оставляет полотно жел.дороги и направляется на юго-восток. Со стороны ст. Рыково в том же направлении проехало одно орудие и несколько грузовых автомобилей. Пехоты нигде не было видно. Не доходя двух верст до хутора Ларино, команда бронепоезда была настигнута группой красной кавалерии около 100 всадников. Рассыпавшись в цепь, команда сравнительно легко отбила атаку красных. Ранены подп.Масликов (вторично) и вольноопределяющиеся Мирошниченко (смертельно). При подходе к хутору Ларино команда бронепоезда вновь была атакована красной конницей уже в количестве около 500 сабель. Цепь, отстреливаясь, продолжала отходить к хутору, чтобы занять стрелковую позицию за земляным валом, окружавшим хутор, но, не доходя до него шагов на сто, цепь наткнулась на стрелковый окоп длиною 20-30 сажень для стрельбы стоя. Этот окоп, как более отвечающий требованиям обстановки, был немедленно занят. Тем временем подвода, сопровождавшая команду бронепоезда и раненых, успела добраться до хутора. Все время последовавшего затем боя раненые скрывались на хуторе и не были обнаружены красными, подвода же была ими захвачена.
Красные окружили окоп, заняли хутор, а затем, подвезя пулеметные тачанки, пошли в атаку. Из-за стога соломы, находившегося у левого фланга окопа, было брошено несколько ручных гранат, но безрезультатно. Означенная и повторные атаки подобного же рода были отбиты с большими потерями для красных. Часам к 12 красные подвезли два орудия, но ввиду того, что их кавалерия оставалась близко к окопу, их артиллерия стреляла больше по тылу хутора.
В бронепоездной цепи ощущался большой недостаток патронов, и было приказано стрелять по красным на дистанцию не дальше 100-150 шагов, дабы бить без промаха. Положение продолжало оставаться безнадежным, так как атаки следовали одна за другой. Окоп был занят около 10 час. утра, и бой продолжался без перерыва до 3-х часов дня. Несмотря на это, потери были невелики. Ранены - пор.Вильде и пор.Тюпин.
Вскоре после 3-х часов внезапно на правый фланг красных ударила наша конница, в количестве до 110 сабель. Красные, понесшие большие потери, особенно в конском составе, от огня бронепоездной цепи, не выдержали атаки и поспешно отступили по направлению на ст.Рыково. Сосредоточенным огнем из окопа, в одну из последних атак красных, были подбиты лошади и пулеметчики у двух пулеметных тачанок красных. До конца боя они оставались перед окопом. После поспешного отступления красных они были захвачены, как трофей, причем на них оказалось по одному пулемету Максима, огнеприпасы и перевязочный материал. На место убитых лошадей были запряжены лошади, бродившие по полю боя.
Погрузив на тачанки раненых, команда бронепоезда продолжала отход в южном направлении и вскоре влилась в общую колонну строевых частей, отступавших на Сальково. Какой части была наша кавалерия, атаковавшая красных, осталось неизвестным, так как она, сбив красных, так же моментально скрылась в направлении на Ново-Алексеевку.
21/10. Переход походным порядком на ст.Таганаш. Сдача раненых в лазарет.
22/10. Переход от ст.Таганаш на ст.Джанкой.
23/10. Переезд команды бронепоезда по жел.дороге от ст.Джанкой до ст.Симферополь, где находилась хозяйственная часть бронепоезда.
21/10 - 29/10. Стоянка в поселке Украинка, вблизи вокзала ст. Симферополь. Строевые занятия.
30/10. Переход походные порядком из г.Симферополя до г.Бахчисарая.
31/10 Переход из гор.Бахчисарая до гор.Севастополя.
Личный состав бронепоезда, в количестве до 70 чел., прибыл в гор. Севастополь около 8-9 час.вечера. В этот вечер не удалось выяснить, на какой транспорт надлежало грузиться для эвакуации, и личный состав разместился для ночлега в брошенном помещении этапного коменданта.
1/11. Погрузка на суда и эвакуация.
На следующий день команда бронепоезда к 8 час.утра прибыла на Графскую пристань, где получила распоряжение от Штаба Главнокомандующего, находившегося в гостинице "Кист", грузиться на дредноут "Генерал Алексеев". По наведенным в порту сведениям, таковой уже ушел в Феодосию. В 12 часов было получено новое распоряжение - грузиться на миноносец "Цериго", стоявший против Графской пристани, куда и было перевезено на частных лодках человек 20-25 команды, после чего он был выведен на буксире на внешний рейд. Остальная часть команды, не успевшая погрузиться, так как миноносец, не останавливаясь, вышел в море, на частных лодках выплывала на внешний рейд и там подбиралась различными судами.
2/11 - 5/11- Переход от порта Севастополя до Константинополя.
6/11 - 18/11. Стоянка на константинопольском рейде. Сбор команды бронепоезда с разных транспортов на миноносец "Цериго". Выделение из команды бронепоезда донских казаков в Донские части.
19/11. Пересадка с миноносца "Цериго" на транспорт "Кизилл Ирмак" и переход на остров Проти.
20/11 - 21/11. Пребывание на острове Проти.
22/11 - 24/11- Погрузка обратно на транспорт "Кизилл Ирмак" и отплытие в Галлиполи.
25/11- Прибытие в Галлиполи, высадка и расформирование бронепоезда "Генерал Алексеев". Назначение личного состава бронепоезда в 4-ю батарею 2-го дивизиона Артиллерийского полка 1-й пехотной дивизии, переименованную вскоре в 1-ую батарею 6-го дивизиона 1-й Артиллерийской бригады, а с переездом в Болгарию в 1-ую батарею 6-го Отдельного Бронепоездного Артиллерийского Дивизиона.
Кап. А.Осипов.