ИЗ РУССКОЙ СТАРИНЫ
ИСТОРИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНА.
В Допетровской Русы в торжественных случаях исполнялся догматик первого гласа "Всемирная Слава".
В царствование императрицы Екатерины Великой в качестве гимна служил хорал *) "Коль славен" - слова М.М.Хераскова, музыка Д.С. Вортнянского.
В царствование императора Александра Первого гимном служил английский гимн "Боже, спаси Короля", певшийся по-русски.
В царствование императора Николая Первого, в 1833 году Россия получила свой гимн "Боже, Царя храни" - слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова.
Заимствовано из книги "На службе Отечеству", изданной Всезарубежным 06‘единением Виленцев.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
До Ярослава Мудрого гербом на Руси был трезуб - родовой знак Рюриковичей, о чем сообщает профессор М.А.Таубе. В XI веке русским гербом являлось изображение Св.Михаила Архангела с мечом - герб Киевской Руси, или "ездец на коне, поражающий змия". Св.Георгий Победоносец - символ, перешедший в 1380 году в Москву.
В 1474 году Московское государство приняло в качестве государственного герба двуглавого византийского орла с Георгием Победоносцем на груди. Начиная с Великого князя Иоанна Третьего, когда династический герб его жены Софии Палеолог стал гербом Московского государства, и до царствования императора Александра Третьего Российский государственный орел не был регламентирован законом и это открывало возможность видоизменять его в зависимости от государственных событий, в бесконечном разнообразии форм.
Как правило, каждое новое царствование имело своего нового индивидуального орла. Но было не мало случаев, когда в пределах одного царствования орел изменялся два, три и больше раз. Тот же орел Иоанна Третьего, взятый из Византии черным силуэтом, очень быстро приобрел графическую плоть в виде внутреннего рисунка и, наконец, совсем порвал с византийской геральдикой.
После свержения татарского ига, опушенные ранее крылья вдруг взлетают; замкнутые ранее клювы вдруг грозно раскрываются; опущенные и пустые ранее лапы вдруг напряженно сгибаются и в них появляются крест и меч.
Чего только не держал орел в своих когтях? - и крест, и меч, и державу, и просто яблоко, и Евангелие, и "цветочки", и пальмовую ветвь, и планы, и меч, увитый лаврами, и жезл, и факел, и лавровый венок, и молнии, и скипетр, и просто ничего, и, наконец все это в различных комбинациях. Все это всегда имело смысл и из образа геральдического переходило в образ исторический...
Каких только не было крыльев? - и опущенные, и вздернутые, и расширенные, и компактные, мелкоперистые и крупноперистые, и острые, и круглые, и с ключицами твердыми, и с ключицами изогнутыми, изломанными, вывернутыми.
Чего не было на головах? - и венцы цесарские, и короны царские, шапки юномаха, и короны двухярусные, и короны папско-имперские, и венцы королевские, и короны императорские тиарами, и - распадающиеся двустворчатые. И было их и одна, и две, и три, и с ленточкой и без нее, и с вырастающим крестом с инициалами Иисуса Христа, и с еловой ветвью, и даже просто с еловой шишкой.
Мало кому известно, что на скипетре царя Алексея Михайловича был даже трехглавый орел: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси - Царь, Государь и Самодержец".
А чего не было на груди орла? - и всадник с мечом, и всадник с копьем, и Св.Георгий Победоносец. И скакали эти воины то слева направо, то справа налево, то-есть - на восток и на запад, где появлялся враг.
А единорог Иоанна Грозного, севший на грудь орла в душных кельях Троицо-Сергиевской Лавры...
Был на груди орла и просто крест... Был он на щите, в раме в вычурных завитушках. И был этот щит и узким, и широким, острием к верху, острием книзу, был и с Мальтийским крестом и был вырастающим стержнем, подпирающим среднюю корону.
Каким только не был хвост? - и компактным, и растрепанным, и планером, и просто орнаментом, и длинным, и коротким, и перевязанным лентой, и придавленным Андреевским крестом...
В царствование императора Александра Третьего, в 1892 году впервые появляется точная регламентация государственного орла. Па его крыльях оседают восемь гербов составных частей Империи. Зафиксированное описание его заносится в часть первого тома Основных Законов Российской Империи.
С этого момента, реагирующий на все события, живой Русский Двуглавый Орел становится только геральдической эмблемой.
В таком виде Орел переходит в царствование императора Николая Второго.
Позаимствовано из книги "На службе Отечеству",
изданной Всезарубежным Объединением Виленцев.
* ) Хорал - церковное многоголосое песнопение.