ПЕСНЬ ПЕРВЫХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ.
Вечерней порою, сомкнувшись в строю,
Поем мы негромкую песню свою
О том, как в далекие степи ушли
Мы, дети безумной, несчастной земли.
И в подвиге видели цель мы одну:
Спасти от позора родную страну.
Пугали нас вьюги и холод ночной,
Не даром дался нам Поход Ледяной!
И много, о, много под снегом полей
Лежит неоплаканных верных друзей.
Смеясь, сторожила нас Смерть - часовой,
Но шел, не смутясь, офицер-рядовой.
И ширилась, ширилась дружная рать.
Безвестно, безмолвно мы шли умирать.
И снова невзгоды грозили толпой,
И било нас море соленой волной,
И плакали ветры в расселинах гор,
И солнце палило тускнеющий взор...
И был Доброволец в борьбе одинок...
Голодный, раздетый, он все превозмог.
Трехцветное знамя - наш светлый маяк:
Не сломит его торжествующий враг.
С надеждой горячею страстно мы ждем,
Что встанет Россия в величьи своем.
Но тяжек, о Родина, крестный наш путь,
Теснится тоска в богатырскую грудь...
Мы здесь не жильцы, мы идем умирать,
И семьям безвестных могил не сыскать...
Мы гибнем, не видя участья, любви!...
Но встанет Россия на нашей крови!
И вот отчего - обреченных тоской
Звучит наша песня вечерней порой.
Е.Журавская.
Декабрь 1918 г.
ПРИКАЗ Русскому Обще-Воинскому Союзу
№ 52.
Г.Париж
25 сентября 1963 г.
Много лет тому назад, собирая во едино всех русских воинов, ушедших в эмиграцию, покойный Главнокомандующий генерал Врангель, основывая Русский Обще-Воинский Союз и ставя чинам его свои требования, одним из них указывал, что каждый воинский чин, входящий в союз, в вопросах религии, в вопросах эмигрантской церкви, имея право веровать и молиться, конечно, как положит на его душу Господь, в то же время своим категорическим требованием каждому чину Союза ставил невмешательство в церковные дела и в особенности в церковные распри, которые и тогда в той или иной степени могли намечаться. В своем, как всегда, мудром предвидении покойный Главнокомандующий считал, что каждый чин Союза в делах эмигрантски-жизненных должен был следовать своему воинскому долгу, который через раны, кровь, страдания и мучения привел его в эмиграцию и дал ему возможность объединиться в близкой ему воинской среде, как всегда, сильной своей спайкой и верностью.
Этими указаниями много лет живет чаша военная эмиграция, и так же думали и преемники генерала Врангеля и в особенности генерал Кутепов, жизнь свою в эмиграции за Родину положивший.
Этими заветами жили и крепли воинские организации эмиграции - этим сохранялась целостность нашего Воинского Союза. Крепла в течение почти сорока долгих лет жизнь вне Родины.
К сожалению, за последнее время ко мне начали поступать сведения о том, что чисто эмигрантские интересы постепенно начали оказывать давление на, казалось, твердо установившуюся психологию членов Союза. Донесения моих ближайших сотрудников, частные письма, строки русской эмигрантской прессы начали приносить сведения о том, что чины Союза в своем увлечении общими интересами эмиграции начали забывать мудрое указание нашего Главнокомандующего, способствовавшее целостности нашего существования, и что все время усиливавшееся неспокойство в церковной жизни, выявлявшееся в постоянных юрисдикционных спорах, начало втягивать в себя и увлекшихся той или иной его стороной чинов Воинского Союза. Проверяя получаемые мною сведения со всех мест мирового рассеяния русской эмиграции и этим неизбежно затягивая объявление настоящего моего приказа, - я не мог не столкнуться с теми данными, которые указывают, что церковные распри настоящего времени где-то и как-то имеют истоком усиление в эмигрантской среде интриг наших старых и упорных врагов, врагов эмиграции вообще, врагов нашего Воинского Союза, -врагов православия, врагов христианства и раньше всего - врагов дорогой нам России, борьба за славу, за целостность и зa светлое будущее которой привела нас в эмиграцию. Начав с сеяния распри в церкви, враги эти, конечно, не остановятся на этом и пойдут дальше во всех организациях русской эмиграции.
Я считаю своим долгом призвать русскую военную эмиграцию, призвать чинов нашего Союза - вспомнить завет нашего Вождя, вспомнить его мудрые предначертания и всеми силами отгородиться от того или иного участия в церковной распре, губительно отражающейся на самой жизни эмиграции, - вспомнить о том, что было положено в основу создания Русского Обще-Воинского Союза: - каждый чин Союза в своей религиозной жизни свободен, каждый верит и молится, как ему подскажет совесть, но от выступлений в церковной распре он должен всеюи мерами отгородиться.
В этом наша служба России, которой всегда и всюду служили русские воинские чины - теперь чины Pvccкoгo Обще-Воинского Союза, который жил, живет и будет жить верностью Русского Воина Родине.
П.п. Начальник Союза
Генерального Штаба Генерал-Майор Л а м п е.
Верно:
Начальник канцелярии В.Попов.
ГЕНЕРАЛУ КАЛЕДИНУ.
Уходил в небесные скиты
Из царства неправды один -
Без войск, без победы, без свиты
Войсковой Атаман Каледин.
Вокруг гроба плакали свечи,
Недвижим лежал атаман...
Ненужны надгробные речи -
В них бы был затаенный обман.
И рыдала - не знаю, чья мать...
Порошилась снегом дорога,
Шли дети за Дон умирать;
Над городом билась тревога.
На Дону распяли свободу,
И спас Атаман только честь,
Ушел к Чернецовскому взводу,
Чтоб жалобу Богу принесть.
И в волнах церковного звона
Вошел Атаману во след
К подножию Божьего трона
Весь кортеж Галицийских побед.
Н.Белогорский.