Вот что писал в ноябре 1920 года известный французский военный корреспондент Шарль Риве, сопровождавший армию генерала Деникина в ее марше на Москву и во время ее отступления:
"Франция совершила величайшую историческую ошибку. Мы не поняли того, что помощь русским белым армиям являлась залогом победы над тем злом, которое угрожает всему миру и цивилизации. Мы заплатили бы за этот залог сравнительно скромную сумму, если принять во внимание размеры этой опасности: всего две тысячи орудий и два, три парохода с военным снаряжением, которое мы получили от немцев бесплатно и которое нам было не нужно. Мы, столь осторожные и мудрые в нашей политике, в русском вопросе оказались глупцами.
Мы страхуем нашу жизнь, страхуем дома, рабочих от несчастных случаев и безработицы, и мы отказались застраховать наших детей и внуков от красной чумы. Наши потомки сурово осудят преступную небрежность наших политических вождей..."
СОБЫТИЯ И ПЕЧАТЬ
После всестороннего изучения вопроса, новая редакция журнала отказалась от мысли помещать в нем рубрику под названием "Обзор", которая помещается в большинстве журналов русского зарубежья. Причины этого решения заключаются в следующем: "Обзоры" вполне уместны в ежедневной или еженедельной печати, ибо они следуют за событиями непосредственно. Что касается журналов ежемесячных или выходящих раз в два, а иногда и больше месяцев, то в них такие "Обзоры" всегда касаются событий "давно минувших" и, фактически, уже устаревших. Помимо этого, всякий "Обзор" непременно заключает в себе личную реакцию или точку зрения автора на описываемые события, а это зачастую не является реакцией читателей.
По мнению редакции, гораздо важнее предложить читателям возможно большее количество мнений из печати окружающего нас мира, в котором мы все живем.
Вот почему редакция открывает регулярный отдел "События и печать", предполагая, что, помещая отклики печати на события, даст возможность нашим читателям значительно расширить горизонт, в смысле информации, и даст им возможность определить свою точку зрения на эти события, опираясь на большое количество и разнообразие мнений.
Двадцать пять лет тому назад скончался поэт К.Д.Бальмонт.
В сентябре-октябре 1917 года, в дни Корниловского выступления, в дни Быховского и Бердичевского "сидения", поэт напечатал в газете "Утро России" два стихотворения. Одно из них мы помещаем
Отдел, посвященный военной истории, насущно необходим в журнале, читателями которого являются люди, в огромном большинстве прошедшие войну. Но и для людей невоенных такой отдел должен быть интересным, поскольку военная история составляет часть истории всеобщей.
В то время как история всеобщего характера предназначена для видения прошлого глазами настоящего и понимания его, военная история составляет базу стратегических, тактических и административных теорий, образующих так называемую военную доктрину данной армии, ее вооруженных сил.
"Уроки" истории только тогда не пропадают даром, когда, под влиянием этих уроков и в соответствии с ними, изменяется вся военная доктрина армии. Если этого не происходит, история превращается в хартии, покрытые пылью, мирно спящие в архивах. Но и чтение военной истории лишь тогда интересно и не является потерей времени, когда читатель критически относится к описаниям и делает из них выводы.
Для пояснения мы приведем только два примера, а мы можем привести сотни их, если не тысячи.
Гражданская война в Северной Америке наглядно показала, что пехота, прикрытая бруствером, с огневой точки зрения для атакующего противника является страшным препятствием. Ни одна из армий не поняла этого урока. Так стало, что в войне Англии против буров только после ужасающих потерь английская пехота изменила свою тактику. Осада и атаки русской армии у Плевны кончились несметными потерями и сражавшиеся буквально утопали в крови, ибо появление скорострельного оружия у турок не было правильно и своевременно учтено и тактика не была к этому приспособлена.
Открывая статьей "Три Плевны" Военно-исторический отдел нашего журнала, мы обращаем внимание читателей на тот факт, что автор составил ее на основании болгарских, германских и английских источников, находясь в свое время в Болгарии, недалеко от исторического места. Это очень ценно, ибо значительно расширяет горизонт читателя и вводит новые элементы в несомненно героический, но и кровавый эпизод из истории русской армии.
Автор статьи был в свое время смотрителем исторического музея в городе Плевна в Болгарии.
Музеем в древности назывался храм муз - место, посвященное музам, то-есть: науке, поэзии, искусству. Такие музеи были в Афинах, Пергаме, Антиохии, Византии и, наконец, один из самых больших, - в Александрии. Эти места были посвящены собраниям редкостей и древностей. Отсюда пошло русское слово "музей". Музеи люди заводили во время всех веков человеческой культуры, бережно хранили их и старались передать последующим поколениям собранные ценности и любовь к собиранию и хранению таковых. Во время колоссальных переворотов и катастроф, как физических так и политических, иногда гибли эти сокровища и, вместе с дымом горящего здания музея, погибали такие ценности, обладание которыми помогли бы нам раскрыть тайну исторических событий или продвинуться вперед по лестнице культуры. Так, при пожаре Александрийской библиотеки-музея погибло много такого ценного материала, имея который сейчас мы, может быть, знали бы и понимали как историю, так и науку по-другому.
У нас на Руси, Руси деревянной, сколько таких сокровищ погибло в огне пожарищ?! В восемнадцатом веке, да и раньше, наши города горели, приблизительно, раз в тридцать лет, не говоря уже о разгромах при нашествиях и бунтах. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, сгорела знаменитая библиотека и собрание древних русских рукописей Мусина-Пушкина. А сколько таких библиотек и сокровищ погибло раньше? До Петра Первого собирание древностей не было государственным занятием, а было более или менее случайным делом царских казнохранилищ и церковных ризниц. Петр Великий, устанавливая кунсткамеру, постановил собирать все, что "зело старо и необыкновенно" (между прочим, при кунсткамере было собрание медалей). Далее, в ХУШ веке, стали сосредотачивать редкие вещи при Мастерской и Оружейной палате "для куриозетту". Некоторые, конфискованные у опальных вельмож, вещи направлялись тоже в Оружейную палату. Так, потихоньку, накоплялись сокровища, которые мы видели в русских музеях .
Многие русские люди были любителями старины, и в частных руках собирались богатства, которые впоследствии или дарились государству - как, например, Третьяковская галлерея, - или же распродавались и тем самым пополняли как музейные экспонаты, так и собрания любителей редкостей.
Эпос сорокалетней борьбы с коммунистической властью создал массу редких предметов и документов. Русские люди заграницей основали много музеев и собраний редкостей. Эти собранные предметы и документы являются свидетелями того, что было и того, как это произошло. Такие собрания дадут будущему историку нужный материал и правильно осветят события.
В нашей стране теперешнего дня есть определенное намерение исказить события, поставить их под одним коммунистическим углом и уничтожить и извратить все, что не соответствует коммунистическому пониманию истории. Я бы с прискорбием сказал, что коммунисты достигают своей цели.
В американской исторической науке есть люди, которые слепо следуют советским источникам и извращенную истину принимают за должное об'яснение исторических событий. Как нам убедить таких людей в ошибках? Только наличие подлинных документов может быть неоспоримым доводом в нашу пользу. Когда советы заняли Прагу, одним из первых дел был захват и вывоз в Советскую Россию пражского Русского Архива, где были собраны ценные документы, касающиеся времен революции и гражданской войны. Мы лишились, таким образом, наших оправдательных документов.
Музей Русской Культуры в Сан-Франциско был основан после ряда таких катастроф в результате Второй мировой войны, итог которых может быть подведен: увоз Пражского Архива, разгром дальневосточных и югославских музеев и архивов, гибель парижской Тургеневской библиотеки...
Неужели мы, русские люди, будем безучастно следить как гибнут наши сокровища и молчать, ксгда будут извращать нашу многострадальную историю - "за неимением документов".
Я обращаюсь ко всем русским людям заграницей: помогите Музею Русской Культуры в Сан-Франциско! Если у вас есть старые предметы или документы на руках, - пошлите их в Музей. Один документ не есть доказательство, но собрание однородных - скажет то, чего не скажут тысяча книг и доводов. Если кто-нибудь может оказать денежную помощь музею, то Музей будет благодарен, ибо он очень нуждается в деньгах, как для хранения документов так, иногда, и для покупки таковых. Входите в члены музея. Ничего, что сейчас вы не можете помочь музею; может быть в будущем ваша помощь будет нужна.
Помните, Музей Русской Культуры в Сан-Франциско старается бережно сохранить документальную память о событиях, передать ее потомству и не дать неправде восторжествовать над исторической истиной.
Адрес музея: Museum of Russian Culture, 2450 Sutter Street, San Francisco L5,Calif.
В ноябре 1920 гола Русская Армия оставила Крым, последний клочек родной земли, где царили - правда, законность и порядок". Трехлетняя вооруженная борьба с коммунизмом была окончена, и армия ушла на чужбину, она была принуждена отложить свое оружие. Замолкли винтовки, пулеметы и орудия добровольцев и казаков, защищавших последний бастион Свободной России.
Для тех, кто за ген.Корниловым ушел в Первый Поход, для тех, кто в течение борьбы принадлежал к армии окончилась героическая полная жертвенности эпопея Добровольчества, а для всей российской нации закрылась еще одна глава ее истории...
С невыразимой печалью в сердце и душевной горечью покидала Русская армия родину... Но ни походы и бои, ни лишения и тяжелая, суровая борьба за существование на чужбине не могли сокрушить духа воинов.
И... поход продолжался!
Он продолжается и по сей день. В иной обстановке, при иных обстоятельствах, иными средствами, но он продолжается.
Особенно в настоящее время все мы должны очень ясно отдавать себе отчет, во имя чего продолжается этот поход, начатый Первопоходниками?
Вряд ли возможно более точно, правильно и со взглядом на будущее определить цели этого похода, нежели это было сделано генералом Врангелем. Он писал:
"Русская армия ведет борьбу не только за освобождение и благо России, но и за мировую культуру. При нашем поражении никакая сила на в состоянии будет надолго сдержать волну красного интернационала, который зловещим пожаром большевизма зажжет Европу и, быть может, докатится до Нового Света"...
Всем хорошо известно, что Европа уже "зажжена" и пожар этот достиг порога Нового Света!..
Поход за освобождение России, за культуру свободного человечества - продолжается. И в этом походе мы потеряли Корнилова, Деникина , Алексеева, Врангеля, сотни тысяч наших соратников, друзей и близких. Но несмотря на это, мы говорим:
с потерей России не потеряна Идея Свободной России! Поход этот, длинный и тяжелый, будет закончен освобождением России!
Но пятьдесят лет, отделяющие нас от момента потери родины, не могут быть скинуты со счетов истории...
Все изменилось вокруг нас и, учитывая это, изменилось наше оружие, изменились методы борьбы:
вместо пули - мы применяем слово;
вместо пулеметной очереди - острую мысль;
нашей артиллерией ныне является Идея, которая двинула Перво- походников в их исторический поход!
Доказательством, что этот поход продолжается является факт, что читатель имеет перед собой журнал "Вестник Первопохорника". Но это далеко еще не все.
- о -
Журнал является выражением нашего долга, он является нашим идейным оружием в нашей борьбе с материалистическим учением коммунизма.
Пятьдесят лет тому назад Первопоходники приняли на себя долг в отношении родины, и этот долг ни при каких обстоятельствах и ни кем с нас снят быть не может. На юге и севере, на востоке и западе нашей родины спят вечным сном сотни тысяч наших соратников; их, так дорогие для нас, могилы, оплакиваемые нами и по сей день, говорят только одно -
- мы ушли, чтобы вы могли жить и... продолжать Поход -
И это завещание мы должны исполнить.
Мы сказали, что "Вестник Первопоходника" является нашим оружием, оружием духа в нашей борьбе с коммунизмом.
С некоторого времени русское зарубежье заняло позицию так называемой "непримиримости" к коммунизму; очень модными стали понятия "нейтралитета" и положение "вне политики". Ни одно из этих положений никак не может быть принято Первопоходниками, на крови и костях которых создано все русское зарубежье.
Что касается "непримиримости", то достаточно напомнить тот факт, что при наступлении большевизма в России большая часть народа его не приняла и была непримиримой к нему, но.... только три тысячи Первопоходников начали борьбу с ним!..
Первопоходники идейно борятся с коммунизмом, а не пассивно к нему непримиримы!
Быть "вне политики" стало в российском зарубежье как бы визитной карточкой духовной "проницательности", если не духовной... аристократичности. Однако, все печатные органы русского зарубежья, вслед за названием, помещают под титулом: "антикоммунистический"!
Эту духовную акробатику понять невозможно.
^Идея Добровольчества, Белой борьбы и уход миллионов русских людей с родины определенно, однозначно и категорически относятся к области политики, - нравится это кому-либо или нет.
Отрицая всякое "политиканство", как Первопоходники, так и их журнал являются персонажами политическими,ибо они боролись иборятся с политической доктриной коммунизма во всех ее проявлениях! И таковыми являются духовные и идеологиечские предпосылки новой редакции "Вестника Первопоходника", с которыми она приступает к своей ответственной работе.
Новая редакция журнала приступает к своей работе в обстановке очень сложной во всех отношениях.
Весь мир, - а мы не можем себя из него исключить, - находится в состоянии, которое мы называем эпохой "Великого Пересмотра". Ни одна ценность, составлявшая основы установленного порядка, не осталась незатронутой. Конституции государств, политическая структура их, социальные, расовые, экономические и финансовые основы, образование, культура и искусство, наконец, основы семьи- все подвергается "пересмотру".
Нам не ясны пока ни цели, ни направлением которым направлен этот пересмотр, но нет ни малейшего сомнения в том, что весь мир переживает новую революцию.
Вот почему Редакция, в первую голову, считает себя обязанной подчеркивать и выдвигать все ценности духа, помятуя слова А.В.Суворова:
"...дух боготворит, плоть не пользует ни мало"...
Так, в идеологической борьбе за сохранение идеи Свободной России и культуры свободного человечества, за конструктивную мысль, за ценности духа и свободу мышления, начатый пятьдесят лет тому назад Поход - продолжается!
Редакция надеется, что идущие нам на смену поколения, рожденные в изгнании и в нашем Отечестве, закончат этот Поход свержением коммунизма и восстановлением России на ее исторических началах.
Этим они освободят все человечество.
[
Журнал, посвященный Первому Кубанскому походу и истории Белых армий.